pgmuseum@ellink.ru
|
|
В данном разделе размещены отчеты и доклады сотрудников отдела охраны территорий Заповедника о работе доброхотов, а также отчеты о студенческих практиках.
Пиврик А. А.
Зав. сектором по работе с доброхотами.
Выступление на михайловских пушкинских чтениях,
посвященных 179-й годовщине со дня приезда А. С. Пушкина в Михайловскую
«История движения доброхотов в Пушкинском заповеднике и современные проблемы организации работы»
C отрудники Государственного заповедника А. С. Пушкина «Михайловское» хорошо знакомы с таким явлением как доброхотство, оно бытует здесь уже более тридцати лет.
В. Даль несколько десятилетий назад дал толкование этого понятия: доброхот – доброжелатель, делающий добро, желающий кому-то добра, благотворительствующий; находим мы подобную словарную статью и в словаре С. И. Ожегова: доброхотный (поступок) – добровольный, совершаемый по собственному желанию.
В Пушкинском заповеднике эти термины чаще всего практикуют в определении бескорыстного, добровольного труда по сохранению культурного и природного наследия.
В конце 70-х годов ХХ века в Пушкинские Горы приехали первые добровольцы, а «в 1983 году таких паломников было уже свыше 400 человек».
Вдохновителем и организатором доброхотского движения мы по праву считаем Семена Степановича Гейченко. Именно на его призыв по радио и телевидению откликнулись доброхоты и стали приезжать в Пушкиногорье со всех концов страны, чтобы поработать на благо заповедника. В Михайловское стали приходить десятки писем с просьбой предоставить работу. Мы приводим несколько их фрагментов:
«Здравствуйте, уважаемый Семен Степанович! Пишут Вам студенты математического факультета Витебского Государственного педагогического института. Читали с большим интересом Ваши книги и статьи об А. С. Пушкине, Пушкинском заповеднике. Знаем, что особенно в летнее время в заповеднике много работы. Предоставите ли Вы нам работу с 1 июня. Согласны на любой безвозмездный труд» (ПЗ 1771 н. а. л.52)
«Дорогой Семен Степанович! Пишут Вам десятиклассники из Башкирии, из г. Уфы. Мы много путешествовали, побывали в святых местах: Тарханах, Поленове, Казани у Максима Горького…Все эти годы нашим заветным желанием было посетить пушкинские места…И вот теперь, когда у нас остались последние, весенние, каникулы, очень хотелось бы побывать у Вас, в Михайловском. Мы знаем, что у Вас побывали наши уфимские школьники…Они стали предметом нашей страшной зависти.
Семен Степанович, не могли бы Вы принять и нас. Мы готовы помочь Вам всем. С уважением к Вам ученики школы № 21 г. Уфы»
(ПЗ 1771 н. а. л.121)
«Уважаемый товарищ Гейченко! Обращаюсь к Вам с большой просьбой. 15-17 июня сего года в Пушкинском заповеднике будет группа наших учащихся-девятиклассников, совершающих экскурсию по маршруту Ленинград – Псков - Пушкинский заповедник – Новгород…Если возможно, дайте им хоть на один день какую-нибудь физическую работу в заповеднике: очистку, прополку, - чтобы они вложили свой «малый труд» в сохранение великого наследия. Это они запомнят на всю жизнь.
С уважением
Заслуженный учитель школы РСФСР Борисов.» (ПЗ 1780 н.а. л.195)
Здесь можно говорить и о педагогической роли доброхотства. В отряде, в условиях палаточного лагеря, у детей формируется чувство коллективизма, ответственности за другого человека, развивается коммуникабельность. Ребенок приобретает какие-то трудовые навыки и учится согласовывать свои действия с интересами целого коллектива.
Находясь в местах, тесно связанных с именем А. С. Пушкина, выполняя различные работы в заповеднике, дети проникаются уважением к этим местам, желанием узнать как можно больше о жизни, творчестве Пушкина, о его предках и потомках, а также об истории музея-заповедника и его судьбе в разные периоды существования. Например, ребята восьмилетней школы №2 г. Новая Усмань Воронежской области писали С. С. Гейченко после посещения Михайловского : «Здесь, в Михайловском, мы поняли многое. Знакомые нам стихи, написанные поэтом в Михайловском и Тригорском, зазвучали в наших сердцах с новой силой и красотой. Мы поняли, что такое «русский дух» и какую роль он сыграл в творчестве Великого Поэта!» (С. С. Гейченко. «Завет внуку»)
Многие доброхоты под влиянием пребывания в музее-заповеднике стремились приехать сюда и в следующем сезоне.
В начале 80-х годов уже определился круг постоянных помощников. Это и школа №27 с углубленным изучением литературы и истории г. Ленинграда, и биологический и химический факультеты МГУ. Более полутора десятков лет музей-заповедник сотрудничает с Прикарпатским университетом им. В. Стефаника г. Ивано-Франковска и школой №8 г. Волхова Ленинградской области. Ребята выполняли самые разнообразные работы: ими очищены от зарослей тысячи квадратных метров охранной зоны, берега Сороти, собраны и сожжены сучья-паданцы в Тригорском, Михайловском. Очищено и подготовлено к восстановлению место для водяной мельницы, очищен и отполирован белый мрамор балюстрады и обелиска у могилы Пушкина, воссоздана заново садовая пушкинская беседка в Михайловском. Ребята-старшеклассники из Баку навели порядок на «Острове уединения» в Михайловском.
За последние годы движение выросло, стало более организованным и упорядоченным. Нужно отметить, что в работу с отрядами привнесены некоторые новшества. Как и в предыдущие годы, в движении доброхотов активно принимают участие детские коллективы, составляя основную часть (около 90 %), а также студенты вузов страны и ближнего зарубежья (СПб ГУКИ, Красноярская архитектурно-строительная академия, Прикарпатский университет имени В. Стефаника). Наплыв доброхотов в Пушконогорье не уменьшается. В истекшем сезоне музей-заповедник принял 26 отрядов общей численностью 850 человек. По своей величине отряды разнообразны: от 13 до 70 человек
География доброхотства в настоящее время достаточно широка. В 2001-2003 году к нам приехали помощники из 30 городов нашей страны, ближнего и дальнего зарубежья. Так, прошедший сезон укрепил давнюю традицию связей с Украиной (доброхоты из Ивано-Франковска) и Беларусью (Минск) , к движению присоединились отряды из Эстонии ( Силламяэ, Тарту, Нарва), Франции (Париж). Некоторые отряды принимают в свой состав граждан других стран: в составе отряда скаутов из Санкт-Петербурга в музей-заповедник приезжали ребята из Дании и Швеции, а коллектив школы № 8 г. Волхова принял в свои ряды жителей Финляндии.
Рамки движения доброхотов постоянно раздвигаются, и появляются новые контакты, причем не только в России, но и за ее пределами. Так в 2002 году в Пушкинские Горы впервые приехали помощники из Владимира, Силламяэ, Нарвы и Тарту; в 2003 году мы впервые принимали студентов Красноярска, школьников Петрозаводска, воспитанников дворца творчества Кировского района г. Санкт-Петербурга и центра образования «Царицыно» г. Москвы.
Также вновь налаживаются когда-то утраченные связи с учебными заведениями Псковской области (Псковский лицей развития, Тямшанская гимназия). Продолжает развиваться сотрудничество с Пушкиногорской средней школой имени А. С. Пушкина; летняя практика на базе музея-заповедника стала уже традицией.
В настоящее время костяк доброхотского движения составляют несколько отрядов: это коллективы, приезжающие в Пушкинские Горы на протяжении 5-15 лет. Это студенты из Ивано-Франковска, учащиеся школы № 8 г. Волхова (13 лет), отряд скаутов «Аргонавты» г. Санкт-Петербурга, учащиеся школы № 9 г. Перми (с 1993 года). В этом году свое пятилетие приезда в Михайловское отметили ребята и взрослые из молодежного объединения «Светоч» г. Зеленограда Московской области и воспитанники школы № 1 г. Пикалево Ленинградской области. Эти отряды являются нашими «старожилами» и приезжают к нам ежегодно.
В летний период появилась тенденция формирования представительств отрядов из нескольких групп, например четырех отрядов Перми, передающих друг другу лагерь и работу, что способствовало реализации дополнительных рабочих и воспитательных мероприятий. Так ребята из Перми в течение трех лет приезжают четырьмя отрядами, также каждое лето мы принимаем 2-3 отряда из лицея № 1535 г. Москвы.)
Силами доброхотов выполняется значительный объем работ по сохранению историко-культурного наследия и благоустройству территории музея-заповедника. Работы, выполняемые доброхотами, весьма разнообразны. Это и прополка цветников, дорожек, уборка сена, уход за прудами Петровского и Тригорского, работа в оранжерее.
Нужно отметить, что в последние годы значительно расширилось
поле их деятельности, которое охватывает не только территории
музеев-усадеб, но и прилегающие к ним территории. Это и уборка
экскурсионных маршрутов, и расчистка Михайловских рощ от ветровалов,
и уход за лесопарковой зоной поселка.
Расширение поля деятельности было обусловлено необходимостью поддержания чистоты и порядка не только на территории музейных объектов, но и на экскурсионных маршрутах, и в других местах, требующих дополнительного внимания и заботы. Также следует отметить увеличение фронта работ.
Помимо работ по уходу, наши помощники выполняют и более квалифицированную работу: реставрацию и воссоздание памятников, а также малых архитектурных форм.
К 200-летию А. С. Пушкина студенты из Ивано-Франковска построили часовню на кладбище деревни Воронич. А в 2001 году этот отряд занимался строительством пешеходных мостиков на туристическом маршруте от нижней стоянки в Ворониче к усадьбе Тригорское и устройством фундаментов на постах охраны. Ребята из Зеленограда, Ижевска, Пикалева выполняли каменную отмостку клумб, вычинку кладки Анастасьевских ворот, устройство каменного водостока в Святогорском монастыре, причем, материал они заготовили самостоятельно. Отряды Зеленограда и Пикалева плетнями укрепил часть дорог Михайловских рощ.
Говоря о мотивах приезда доброхотов в музей-заповедник, можно выделить разные причины:
Интерес к местам, где жил и творил А. С. Пушкин, тяга узнать что-то новое о творчестве поэта, об истории этих мест.
Об этом очень хорошо написал С. С. Гейченко в своей книге «Завет внуку»: «В заповеднике школьники работают не только физически, но и духовно». Они накапливают материалы для своих школьных пушкинских сочинений, кружков, музеев, уголков, в которых работают в зимний учебный период, углубляют знания и русской природы, и творчества великого поэта, в музеях заповедника они знакомятся с произведениями изобразительного искусства, которыми особенно богаты Петровское и Тригорское».
Желание потрудиться на благо музея-заповедника, оказать посильную помощь сотрудникам.
Больше десяти лет в Пушкиногорье приезжают учащиеся лицея естественных наук г. Кирова под руководством А. М. Зыкина и Е. В. Зыкиной. Главное, как считают руководители этого отряда, - оставить частичку своего труда, своей души в этих местах. Эти ребята выполняют самые разнообразные работы, в основном по расчистке леса и берега озера Кучане.
Организация летнего лагеря труда и отдыха для молодежи
Так, например, школа № 1 города Пикалево, молодежное объединение «Светоч» г. Зеленограда, лицей № 1535 г. Москвы, в течение нескольких лет практикуют сочетание доброхотской деятельности с программой народного образования по организации летних лагерей. Совпадение интересов музея-заповедника и отрядообразующих организаций привело к тому, что музей-заповедник в настоящей ситуации кроме предоставления места под лагерь несет минимальные организационные затраты по обеспечению внутриотрядной работы. Привлечение средств государственной программы обеспечивает высокий уровень организации быта и обширную оплачиваемую культурную программу. Главными целями при этом становятся не просто оказание помощи по сохранению культурного и природного наследия, но и высокий уровень воспитательно-досуговой работы, что также вписывается в рамки традиционной «пушкинской прививки».
Стремление педагогов привить учащимся интерес, уважение и любовь к русской культуре, литературе, природе.
Доброхоты из Беларуси, Украины и Эстонии приезжают в Михайловское, потому что здесь живет русская речь, русская культура, которой так не хватает русским людям, оказавшимся по воле судьбы на территории другого государства. Преподаватели и учителя стремятся достичь того, чтобы молодежь сохранила уважение к своим корням.
Эта проблема поднималась на второй конференции доброхотов. Ученица гимназии Астату г. Силламяэ (Эстония) в своем докладе сказала:
«Живя за пределами России, особенно остро ощущаешь, как недостает тебе правильной, литературной русской речи.
Да, мы живем в городе, где обучение в школе и общение на русском языке. Но все активнее вторгаются в нашу жизнь иные языки : эстонский (государственный, на котором идет обучение в высшей школе), английский, немецкий (востребованные обществом, устремленным в Евросоюз), финский (на правах языка соседа). Конечно, знание их расширяет возможности старшеклассников, однако, с другой стороны, они же и оттесняют на обочину «наш родной» русский язык.
Становится тревожно оттого, что носители его зачастую не придают этому явлению значения, полагая, что ничего с русским языком не происходит. Ведь не забыли же мы его, понимаем, говорим на нем ? Да, понимаем.
Но как мы им владеем ? Как говорим и пишем ? И как будем говорить уже через десяток лет ?
Разумеется, не только школа формирует наше сознание, «образовывает», но именно ей принадлежит ведущая роль.
Сегодня же в школе, начиная с 1 класса, катастрофически уменьшилось количество уроков русского языка в пользу эстонского, что с государственной точки зрения объяснимо и понятно, но нам, учителям русского языка, создало новые проблемы.
В гимназических классах мы изучаем мировую литературу – это хорошо. Однако абсурдной кажется ситуация, когда, скажем, в 10 классе на изучение творчества А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, М.В. Гоголя учитель может выделить всего-навсего 25 уроков (это в лучшем случае). При этом ученики почти не знают истории России (она тоже изучается в «урезанном виде» ! ). Скажите, а как же знакомится с творчеством А. Пушкина без связей с декабристами ? И это только единичный пример.
Вот почему, чтобы сохранить русскую речь и культуру, мы стремимся к её истокам, к Пушкину в первую очередь».
Именно поэтому преподаватель Прикарпатского университета им. В. Стефаника Мельник Я. Г. организовал прохождение фольклорной практики студентами II курса в Пушкинских Горах.
Стремление детей найти себе новых друзей, обогатиться новыми впечатлениями, интересно провести каникулы.
Здесь, в Михайловском это стремление реализовывается сполна. В процессе выполнения совместных работ, участия в межотрядных мероприятиях, спортивных соревнованиях, завязывается дружба между членами разных групп доброхотов. И зачастую, определяя сроки приезда, отряды ориентируются друг на друга.
Это подтверждают итоги анкетирования, проведенного среди доброхотов в 2001 году. На вопрос «Что больше всего запомнилось тебе в летней экспедиции?» многие ребята отвечали «знакомство с новыми, интересными местами, встреча с интересными людьми, обретение новых друзей».
Если говорить об интересах музея-заповедника и доброхотского движения, то они совпадают в следующем:
Посредством доброхотов музей-заповедник решает задачи, не обеспеченные государственным финансированием, это совпадает с интересами отрядообразующих формирований в трудовом воспитании.
Музей-заповедник доброхотским движением пропагандирует альтернативный потребительскому способ общения с культурным и природным наследием, в чем, естественно, также заинтересованы отрядообразующие формирования, так как полученный нравственный посыл реализуется в последствии по месту учебы и жительства.
Результаты научной работы доброхотов не просто применимы в музее-заповеднике, но и вписываются в концепцию организации научной работы учебных заведений, направляющих отряды.
Такие формы культурно-досуговой работы, как «Ольгин бал», вечера авторской песни, викторина «Что? Где? Когда?» помимо востребованности непосредственно доброхотами можно рассматривать как новые формы культурно-массовой работы музея.
Как культурно-просветительное учреждение музей-заповедник рассматривает доброхотское движение и как форму культурного, экологического воспитания на широкой гуманитарной основе. Ее создает тематическое содержание музеев Пушкинского заповедника.
В том случае, когда интересы музея-заповедника и доброхотских отрядов не совпадают, возникают проблемные ситуации.
1. Недостаточное понимание идеи доброхотства
Доброхотами ребята становятся по собственному желанию, но одного желания недостаточно, нужно в полной мере прочувствовать, что значит быть доброхотом. Это «звание» обязывает к соответствующему поведению, образу жизни и гражданской позиции.
Нужно отметить, что, как правило, доброхоты осознают, в какое место и с какой целью они приехали, ответственно и добросовестно выполняют все предложенные работы. Однако, особенно в случаях приезда новых отрядов, ранее никогда не бывавших в Пушкиногорье и не сталкивавшихся на практике с проблемами сохранения культурного и природного наследия, бывают случаи, когда как отдельные представители отрядов, так и команды в целом, в начале не проникаются духом доброхотства. Если в течение летнего сезона не удается переломить ситуацию, приезд отряда в музей-заповедник становится последним.
В качестве положительного примера хочу привести положение с лагерем г. Пикалево Ленинградской области. В свой первый приезд руководители не смогли должным образом организовать пребывание ребят в музее-заповеднике. Но в результате шефства более опытного и зрелого отряда г. Зеленограда ситуация выровнялась, и в этом году молодежь г. Пикалево приехала к нам в пятый раз.
Для того чтобы не возникали подобные проблемы в период пребывания лагерей в музее-заповеднике, во многих школах, планирующих отправить учащихся в Пушкинские Горы, проводится предварительная работа. Ребята слушают лекции о Михайловском, об А. С. Пушкине, проникаются идеей поездки, понимают, как нужна и важна их помощь для сотрудников заповедника.
В состав отряда включаются не все желающие; в течение учебного года на конкурсной основе отбираются самые достойные ребята. Руководители отрядов заранее узнают, на каких условиях и в какие сроки они смогут приехать, чтобы избежать различных накладок.
Мы считаем, что такая работа просто необходима. Но в целях подготовки молодежи к поездке в Михайловское в качестве доброхотов необходимо координировать усилия учебных заведений и музея-заповедника. Одной из форм работы могли бы стать беседы сотрудников заповедника непосредственно на местах.
2. Утрата старых связей с некоторыми отрядами, приезжавшими в заповедник в прошедшие годы.
Иногда на смену им приходят новые отряды доброхотов из тех же городов, тех же учебных заведений, в состав которых входят участники движения прошлых лет, а иногда связь с отрядом утрачивается навсегда.
Это происходит по разным причинам:
Отсутствие материальной базы для организации летнего выездного лагеря.
Отсутствие организатора-энтузиаста, способного зажечь коллектив идеей доброхотства.
Потеря интереса у молодежного коллектива в связи с особенностями поколения.
Потенциал доброхотов не всегда удается реализовать в летнем лагере из-за:
Организационной работы командиров
Личных качеств организаторов
Недостаточной материальной базы
Природных и погодных условий (дожди, штормовые предупреждения, увеличение популяции клещей)
Эти проблемы решаются, и уже сейчас можно говорить о положительных результатах.
Все места стоянок доброхотов в апреле-начале мая обрабатываются специальным раствором против клеща.
За счет палаточной базы музея-заповедника улучшено оснащение лагерей, и организовано обеспечение доброхотов сухими палатками в период дождей – всего в 7 лагерях задействовано 30 палаток музея-заповедника.
Музею-заповеднику нужно участвовать в подготовке руководителей отрядов. Для этого необходимо укреплять связь с отрядообразующими организациями, выявлять потенциальных лидеров, и в ходе конференции проводить работу среди будущих командиров.
На первой международной конференции доброхотов, проходившей в Пушкинских Горах, в 2001 году было решено присвоить доброхотству официальный статус движения. С этой целью, а также с целью решения общих проблем был сформирован совет движения, в который вошли руководители наиболее опытных и организованных отрядов. Тогда же поднимался и вопрос об опеке отрядов-новичков отрядами-старожилами, что достаточно успешно реализовывается на практике уже второй сезон.
Таким образом мы можем говорить, что работа по решению проблем движения доброхотов ведется совместными усилиями: не только музеем-заповедником, но и самими доброхотами.
В перспективе с реализацией проекта «Деревни доброхотов» во многом возможно улучшить не только быт, но и культурно-досуговую деятельность, что будет способствовать большей приживаемости отрядов и позволит принять новые дополнительные команды.
Доклад
научного сотрудника
отдела управления территорий
Шабановой Надежды Валерьевны.
Организация научно-исследовательской работы
среди доброхотов.
« Доброхот» - (по словарю С. И. Ожегова) – доброжелатель, человек, добровольно участвующий в чем-либо.
Мы прочитали определение, казалось бы давно уже не использующееся в нашей повседневной речи, но в современном мире сохранился еще уголок, где это слово актуально как никогда, и каждый житель знает что оно обозначает – это Пушкинский заповедник. Вот уже более 30 лет на территории музея – заповедника «Михайловское» растет, развивается движение доброхотов, основоположником которого стал С.С. Гейченко .
Сейчас, как и несколько десятилетий назад, в нем участвуют детские коллективы, студенчество, взрослые.
Долгое время помощь доброхотов подразумевала работы по благоустройству парков и территорий музея-заповедника, уходу, ремонту и восстановлению недвижимых памятников. В последнее время появилось еще одно направление, в котором стали работать доброхоты – научно-исследовательская деятельность.
В наш век, век развития научного прогресса, важна организация научно-практической деятельности. При работе с отрядами доброхотов ставится цель не только получить определенную сумму знаний, но и увлечь учащегося глубоким изучением отдельных специальных вопросов, связанных с творчеством А. С. Пушкина и деятельностью заповедника.
Необходимость развития этого направления делается с целью:
Организации межсезонной работы с доброхотами
Пропаганды доброхотского движения
Развития научного образа мышления у учащихся, умения собирать, анализировать и обрабатывать информацию с целью получения нужного результата.
Культурного развитие личности ребенка.
Исполнения ряда специальных работ в условиях отсутствия или недостаточного финансирования (экомониторинг, археология) и др.
Тематика НИР разнообразна, мы не ограничиваем их направленность - это и литературно-филологическое, и эколого-биологическое, и историко- краеведческое направления. Наработан интересный опыт, которым я и хочу поделиться.
На протяжении вот уже 13 лет в Пушкинский заповедник приезжает отряд из средней школы № 8 города Волхова. В 2000 году отряд принимал участие в проектной олимпиаде по информационным технологиям. Организатор олимпиады – Санкт-Петербургский университет педагогического мастерства – предложил тему «Гражданин и общество».
В качестве ожидаемых результатов олимпиады были заявлены повышение общей культуры молодого поколения, развитие социального творчества учащегося, освоение им коллективной творческой деятельности, формирование активной гражданской позиции.
Олимпиада подразумевала проведение исследования, в результате которого свои мысли участники выражали с использованием новых информационных технологий. По её условиям надо было создать модель общественной организации или гражданской инициативы, и доказать, что эта идея может заинтересовать не только её создателей.
Отряд из города Волхова решил рассказать о движении доброхотов. В команду вошли девятиклассники в количестве 20 человек. Всего же принимало участие более 100 команд.
Олимпиада состояла из 6 блоков, проводимых на конкурсной основе :
«Анонс», «Коммуникационный», «Издательский», «Очный», «Защита проекта», «Подведение итогов и награждение».
Работы оценивались ведущими специалистами в области журналистики, дизайна и рекламы, ведущими Veb – дизайнерами и компаниями провайдерами г. Санкт-Петербурга.
Команде из Волхова был вручен диплом третьей степени за актуальность проведенного исследования.
С 1988 года летом в Михайловское приезжает отряд студентов из Ивано-Франковска, под руководством филолога, профессора Мельника Ярослава Григорьевича. Помимо работ по строительству мостиков и часовен, расчистки парков и уборки сена, они ведут эффективную работу по сбору местного фольклора, а так же диалектных слов и выражений. Отчеты по практике и наработанные материалы ежегодно сдаются в музей-заповедник.
У себя на Украине, в Прикарпатском университете им. В. С. Стефаника студенты занимаются пропагандой русского языка и наследия А. С. Пушкина. Некоторые из них, приехав из Пушкинских Гор, пишут и успешно защищают дипломные работы на темы связанные с творчеством А. С. Пушкина. Не раз мы оказывали им помощь по сбору материала, содействовали работе с редкими изданиями в библиотеке музея-заповедника.
Так же ведется активная работа и со школами Пушкиногорского района. В декабре 2002 года школьники под руководством Ивановой Татьяны Кировны впервые приняли участие в конференции доброхотов. Выступили с интересными докладами, некоторые из которых были отмечены :
«Дуэль в жизни и произведениях А. С. Пушкина»
«Село Велье».
Сами гимназисты часто оказывают помощь музею-заповеднику, участвуя в деле сохранения памятников истории и культуры.
В сезоне 2003 года учащиеся 8 гимназического класса работали в течение недели над проектом «Выявление локальных загрязнений в районе водотоков пос. Пушкинские Горы». Ими были составлены схематические планы поселка с указанием мест и источников загрязнения. Написаны краткие отчеты.
По итогам сообщения в администрации поселка проведено собеседование с экспертами по охране окружающей среды организации ТАСИС, которая в настоящий момент рассматривает возможность реконструкции очистных сооружений поселка.
Гимназисты-десятиклассники участвовали в раскопках фундамента Георгиевской церкви на городище Ворониче под руководством профессора С. В. Белецкого.
В музее-заповеднике широко представлена детская археология. Ситуация в которой школьники занимаются поисковой, исследовательской, научно-аналитической деятельностью имеет огромный воспитательный и образовательный потенциал (исходя из широкого понимания термина «воспитание», включающего в себя и развитие, и образование, и коллективный труд в полевых условиях).
Участвуя в различных формах археологических исследований, подросток сталкивается с основами различных методов научного изучения истории. Это можно рассматривать как доВУЗовскую подготовку специалистов. Конечно же наиболее яркой чертой, привлекающей подростков к раскопкам является – поисковый характер данной деятельности. Помимо этого, участвуя в раскопках, подростки приобретают новые знания по истории своей страны, истории края. Эти знания получаются не только в ходе учебных занятий, но и в ходе общения с учеными и в процессе самих раскопок.
Знания получаются не в готовом виде, а в связи с определенными находками, предметами и в атмосфере благожелательного общения. Такие знания актуализированы – подросток понимает, откуда они, зачем они нужны, он сам участвует в их получении.
Так же очень важным аспектом является воспитание толерантности, готовности принять и понять культуру, образ мышления, в корне отличающийся от привычного.
Надо отметить и трудовой элемент : раскопки – это не простой физический труд, требующий внимания и не простых усилий. В раскопках участвует весь коллектив. В деятельности археолога физический труд неотделим от интеллектуального. Огромный опыт школьник получает находясь в экспедиции, т.е. проживая, как правило в лесу, в палатках, в коллективе сверстников.
Младшим школьникам мы предлагаем несколько иной вид работ. Это и сбор подъемки, и обследование памятников, находящихся в стадии разрушения. Ребята осматривали памятники (усадьбы, городища, захоронения), проводили осмотр, поиск находок на поверхности, фиксацию на фото и видео – пленку. После чего всегда выполнялась работа в виде отчета.
Важной является и работа вне доброхотского сезона. Когда ведется межсезонная подготовка, включающая участие в конференциях, написание научных работ по выбранной летом тематике, подготовку статей, докладов, изучение научных трудов С. В. Белецкого и его коллег, как пособий при подготовке к экспедиции, посещение археологических выставок.
Широко представлено и эколого-биологическое направление.
В 2000 году учащиеся биологического лицея г. Москвы занимались сбором данных, характеризующих видовое разнообразие пойменного луга реки Сороть. Они собрали гербарий из 500 видов растений. Этот материал позволит более полно описать ботаническое разнообразие пойменных лугов и создаст условия для разработки дополнительных охранных мер. Заложена основа и для привлечения учащихся поселковой средней школы им. А.С. Пушкина к биологическим исследованиям на территории музея-заповедника: с юными натуралистами встретилась группа московских ученых, после чего отдельные из ребят приняли участие в ботанических и энтомологических исследованиях.
Летом 2002 года отрядом из Сыктывкара был проведен мониторинг колонии серой цапли в Михайловском. На основании данных мониторинга доброхотские исследования в этой области было продолжены и в 2003 году студентом ПГПИ им. Кирова Анатолием Васильевым, защищён диплом, материалы которого институт предоставил в музей –заповедник.
В заповедник приезжает много доброхотов из специализированных лицеев и школ с биологическим уклоном. В перспективе (при наличии достаточного финансирования) с ними можно было бы освоить новый вид работ – оценка состояния окружающей среды биологическими тестами, с целью получения нужной для заповедника информации.
Уже доказано, что результаты химического анализа, проводимого с помощью сложного аналитического оборудования, во многих случаях не позволяют оценить истинную опасность тех или иных загрязнителей на среду обитания, прогнозировать последствия их воздействия на живые организмы.
Многообразные загрязняющие вещества, попадая в окружающую среду, могут претерпевать в ней различные превращения, усиливая своё токсичное действие.
Появились новые методы оценки качества окружающей среды (воды, воздуха, почвы). Это методы биотестирования и биоиндикации.
К биотестированию относятся так называемые тест-методы (оценка присутствия и содержания определенных компонентов в образцах).
В музее-заповеднике доброхоты уже применяли тест-метод для контрольного мониторинга почв поймы р. Сороть. В качестве тест-индикатора брались беспозвоночные в пахотном горизонте.
Для всех доброхотов, приезжающих в заповедник организован лекторий и просмотр тематических фильмов, которые они выбирают согласно предложенному им плану. Так же обеспечены экскурсии как по музею-заповеднику, так и выездные : по усадьбам пушкинской поры и Псков – Изборск – Печоры.
Такой избирательный подход позволяет дополнить сведения и набрать базу данных для написания научных работ.
Итоговые наработки, полученные в ходе летнего полевого сезона впоследствии служат для продолжения научной деятельности по месту учебы. По результатам исследований пишутся доклады и научные сообщения, выполняются рефераты.
Широк спектр работ, с которыми школьники выступают на конференциях у себя в школах и в музее-заповеднике (на ежегодной научно-творческой конференции доброхотов) – вот названия только некоторых из тем детских исследований :
«Пушкин и Шатобриан»
«Названия деревень на территории Пушкинского заповедника»
«Математические мотивы в произведениях А. С. Пушкина»
«Биологические характеристики верхнего пруда в Тригорском»
Самые интересные работы доброхотов публикуются в сборнике «Михайловская пушкиниана».
В качестве перспектив развития этого направления работ с молодежью можно рассматривать научно-исследовательскую работу, как составляющий элемент дополнительного профильного образования, например в Школе молодых археологов или Эколого-биологическом семинаре.
Разумеется, для этого необходимо выполнить ряд организационно-практических действий, над чем в настоящее время и работаем мы с коллегами.
наверх Пиврик А. А. Зав. сектором по работе с доброхотами Отчет по доброхотскому сезону 2006 года.
Подготовка к доброхотскому сезону началась в феврале 2006 года с проведения V Международной конференции доброхотов в марте 2006 года
По итогам переговоров с отрядообразующими формированиями составлен график пребывания доброхотов в музее-заповеднике, учитывая распределение нагрузки на стоянки доброхотских лагерей и объемы работ на усадьбах и прилегающих территориях (согласно заявок сотрудников природно-ландшафтной службы).
Все стоянки оборудованы туалетами, обеспечено их своевременное обслуживание;
проведена двухразовая противоклещевая обработка стоянок и прилегающих территорий.
Проведены ревизия и ремонт оборудования лагерей (столешницы, скамьи, палатки).
Для обеспечения эффективной работы доброхотов на территории музея-заповедника произведена закупка инвентаря, черенкование и распределение по усадьбам (314 единиц).
Доброхотский трудовой сезон 2006 года в Пушкинском заповеднике прошел
с 28 мая по 26 августа. За истекший период мы принимали 46 отрядов добровольных помощников, общей численностью 1084 человека, из 43 отрядообразующих формирований из 22 городов России и зарубежья.
В этом году налажены контакты с 11 новыми доброхотскими отрядами:
-
ИМКА, г. Санкт-Петербург
-
Ассоциация «Витязи», г. Великие Луки
-
Ассоциация «Витязи», г. Узда, Беларусь
-
Аничков лицей, г. Санкт-Петербург
-
Школа № 209, г. Санкт-Петербург
-
г. Всеволожск, Ленинградская область
-
ДТД и М на Миуссах, г. Москва
-
Школа № 621, г. Колпино, Ленинградская область
-
Воскресная школа, г. Долгопрудный
-
Лицей № 2 г. Москва
-
Вильнюс, Литва
Новые участники доброхотского движения намереваются продолжать дальнейшее сотрудничество с музеем-заповедником «Михайловское».
Доброхотами выполнены различные виды работ на территории Пушкинского заповедника по двум направлениям: работы по благоустройству территории и научная деятельность.
Силами доброхотов, при помощи сотрудников музея-заповедника, проведен ряд культурно-массовых мероприятий на усадьбах (усадебные праздники) и в лагерях доброхотов, которые собрали большую зрительскую аудиторию:
-
«Петров день» в усадьбе Петровское – лицей № 1535 г. Москвы
-
«Геологические посиделки в Тригорском» – школа № 9 им. А. С. Пушкина г. Перми
-
Спектакль «Веселый Роджер» и игровые программы – детский театр «Соффит»
-
Интеллектуальный турнир «Что? Где? Когда?» – Молодежное объединение «Светоч» г. Зеленограда.
-
Концерт авторской песни в малом зале НКЦ – клуб авторской песни г. Дубны
Учащиеся и преподаватели из Astangu Kool г. Силламяэ (Эстония) сняли фильм по драме
А. С. Пушкина «Русалка».
Сотрудниками сектора по работе с доброхотами организовано 8 межотрядных встреч и спортивных соревнований.
Доброхотам в музее-заповеднике «Михайловское» предлагается обширная экскурсионная, образовательная программа. Экскурсии по музеям-усадьбам для добровольных помощников проводятся бесплатно, выездные организуются согласно прейскуранту. Кроме того, музей-заповедник оказывает платные транспортные услуги: встреча, отправление отрядов, экскурсионные поездки. В 2006 году доброхотским отрядам оказано транспортных услуг на сумму 86 150 рублей.
Популярность движения доброхотов растет, растет и интерес общественности к этому явлению. В истекшем сезоне сотрудники сектора по работе с доброхотами дали несколько интервью средствам массовой информации. Феномен доброхотства освещается в газетах, журналах, сети Интернет и на телевидении .
С целью более подробного и детального ознакомления сотрудниками сектора и доброхотами из ГОУ ЦО № 548 «Царицыно» г. Москвы начата разработка сайта доброхотского движения.
Продолжается традиция ежегодных конференций доброхотов, которые дали толчок к проведению конференций региональных. В 2005 году такие встречи прошли в г. Зеленограде и г. Перми. С 17 по 20 мая 2006 года в г. Москва на базе лицея № 1535 состоялся первый практический семинар руководителей и командиров доброхотских отрядов учебных заведений московского региона «Итоги подготовительного этапа и готовность доброхотских отрядов к летнему полевому сезону 2006 года», в котором приняли участие директора и представители лицея № 1535, лицея № 1533, ГОУ ЦО № 548 «Царицыно», ДДЮТ «Пресня», лицея № 1543, гимназии № 45, школы № 57, школы № 45, школы № 54, сотрудники сектора по работе с доброхотами Пушкинского заповедника.
8 апреля 2006 года в Санкт-Петербурге проводилась конференция «Молодежь Петербурга в поддержку Пушкинского заповедника», целью которой являлось объединение в Петербурге молодых людей, участвующих в доброхотском движении.
Следующая региональная встреча состоится в ноябре 2006 года в г. Перми.
Кроме того, вопросы доброхотства стали все чаще подниматься на разнопрофильных конференциях. Это способствует налаживанию новых контактов, приобретению дополнительных знаний в области волонтерского труда в музеях, обмену опытом в этой сфере. Так, 27-31 марта 2006 года в Пушкинском заповеднике прошел семинар «Весна в Пушгорах», организованный специалистами Санкт-Петербургской общественной организации «Семья и Школа для Будущего – ИМКА Озерки» в партнерстве с Пушкинским заповедником и благотворительным фондом «Общество друзей Пушкиногорья». Семинар был посвящен проблемам патриотического воспитания молодежи и популяризации доброхотского движения. В ходе семинара установились отношения с новыми молодежными объединениями из г. Москвы, г. Костамукши, г. Петрозаводска,
г. Санкт-Петербурга.
По итогам участия сотрудников сектора в различных семинарах, конференциях, можно сделать вывод о том, что Пушкинский заповедник является лидером среди учреждений культуры по вопросам работы с волонтерами.
Традиционными стали выставки фоторабот и рисунков доброхотов, проходящие в Пушкиногорье.
1 сентября 2006 года в научно-культурном центре Пушкинского заповедника состоится открытие выставки «Волшебные места, где я живу…», рассказывающей о местах, откуда приезжают доброхоты в Пушкинский заповедник.
наверх
Шабловская Н.В., научный сотрудник, "Отчет о студенческих практиках, проходивших в музее-заповеднике «Михайловское» в 2005 году"
Музей-заповедник А.С. Пушкина «Михайловское» ежегодно принимает у себя волонтеров, оказывающих важнейшую помощь по сохранению памятных Пушкинских мест. На протяжении нескольких лет традиционной формой взаимовыгодного сотрудничества Пушкинского заповедника и ведущих вузов страны стали практики и научные экспедиции различного характера:
летняя практика филологического факультета Псковского Государственного университета им. С. М. Кирова, диалектологические практики студентов Прикарпатского университета им. В. Стефаника, археологические экспедиции Санкт-Петербуржского Государственного университета культуры и искусства, экспедиции Красноярской Государственной архитектурной академии, Московского Государственного университета и т. д…
Студенты в ходе практик выполняют научно-исследовательскую работу, результаты которой крайне интересны и востребованы музеем-заповедником.
1. Московский Государственный университет, географический факультет.
Первая экспедиция состоялась зимой (с 26.01.05 по 5.02.05), и была посвящена сбору и первичному анализу имеющихся литературных картографических и статистических данных по тематике экспедиции «Ландшафтное планирование Пушкинского заповедника».
Основные научные задачи экспедиции включали следующие направления:
-
эколого-эстетическая оценка пейзажного разнообразия Пушкинского заповедника;
-
изучение структуры природопользования и ландшафтной структуры для четырех этапов: конец 18 века, 1954г., 1985 г. и современное состояние ландшафтов;
-
знакомство с концепцией развития музея-заповедника, изучение зонирования территории, развитие перспективных направлений туризма.
Студентам была предоставлена возможность работы в архиве и библиотеке Пушкинского заповедника. Полученная информация стала основой для составления и разработки оригинальных ландшафтно-экологических карт. Карты и отчет «Культурно-ландшафтное районирование Пушкиногорья» преданы в отдел управления музейными территориями.
Вторая экспедиция состоялась с 24 июня по 1 июля 2005 г. К этому времени студентами были разработаны и подготовлены методические рекомендации по ландшафтному планированию, на основании которых разрабатывается методика визуального мониторинга для сотрудников музея-заповедника.
Основные научные задачи летней экспедиции включали в себя следующие направления:
-
проведение отчетов по ознакомлению с методикой оценки популяционно-демографического состава древостоев лесных сообществ заповедника
-
проведение работ по освоению методики визуально-эстетической оценки ценности пейзажей;
-
составление на основе выбранных опорных точек ландшафтной карты территории заповедника;
-
сбор первичных материалов по оценке рекреационной нагрузки на природные комплексы центральной зоны заповедника;
-
обследование трасы «экологической тропы» вдоль побережья озера Кучане и по пойме реки Сороть от Михайловского до Савкиной Горки.
-
овладение навыками проведения ландшафтных исследований для последующего функционального зонирования территории музея-заповедника, уточнения границ природных комплексов и контуров землепользования, выявленных по аэрофотоснимкам, фондовым материалам и данным лесотаксации в ходе зимней экспедиции.
По итогам летней производственной практики подготовлен и сдан краткий информационный отчет
2. Московский Государственный университет, факультет иностранных языков и регионоведения.
Экспедиция проходила в сроки с 22 по 24 июня.
Тема практики –«Псковский регион как русское пограничье».
Тема исследования- основные аспекты культурной среды Пскова и Псковской области.
Цель: собрать и исследовать документальный материал, позволяющий составить объемное представление об основных этапах формирования и характере современного функционирования культурной среды Псковского региона. Выявление специфических особенностей регионального культурного пространства.
В ходе практики была собрана информация по следующим вопросам: территориально – географическое положение как фактор развития Псковского региона, климатические особенности региона, приоритеты современных культурных связей, анализ партнерских отношений заповедника, преимущества и недостатки внутреннего и внешнего партнерства, формы современного культурного сотрудничества, области сотрудничества (просвещение и образование, культура, религия, творческие союзы, пресса), учреждения культуры и региональные области власти, проведение социологического опроса на тему проблемы самоидентификации жителей региона.
Отчет по итогам практики должен быть предоставлен в музей-заповедник до 1 декабря текущего года.
3. Красноярская Государственная архитектурно-строительная академия
Тема практики: «Ознакомление с формами исторической архитектуры».
Задачи практики:
-
знакомство с исторической архитектурой Псковской и Новгородской областей;
-
разработка предпроектных решений по развитию историко-культурного ландшафта Пушкиногорья;
В ходе практики студентам были даны проектные задания по темам:
«Проект благоустройства экскурсионно-досуговой зоны поселка Пушкинские Горы». Проект предполагает разработку решений по организации живописного детского парка, передающего образ А.С. Пушкина и развитию комплекса площадок «Лукоморье», административной площади п. Пушкинские Горы. Организация торгово-ярморочной зоны в районе кафе «Святогор». Расширение территории Святогорского мужского монастыря.
наверх
|
|
|